Выставка С.К. Ярового в Национальном музее Т.Г. Шевченко (анонс)

Степан Калинович Яровой

(1913-1988)

 

В истории художественной культуры Украины пейзажная живопись середины и второй половины 20 столетия представлена многочисленными именами ее замечательных мастеров. Среди них особое место принадлежит Степану Калиновичу Яровому (1913-1988), жизнь и творчество которого стали свидетельством верности раз и навсегда избранному пути – работе в излюбленном жанре, который был его призванием, в искусство которого он вписал свои немеркнущие образы. Значение художника, место занимаемое им в искусстве, определяется не столько по его картинам, сколько всем контекстом его творчества. Именно в этом убеждает выставка, посвященная столетию со дня рождения С.К. Ярового, на которой экспонируются произведения, выполнявшиеся в течении более четырех десятилетий и охватывающие почти всю тематику его творческого наследия.

Начало его самостоятельного пути в искусстве приходится на далекие довоенные годы, после того,  как в 1936 году, поселившись в Ялте, он стал посещать занятия в студии изобразительного искусства. С тех пор будущий художник становится пылким почитателем пейзажей Крыма, а весь полуостров для него превращается на самое любимое место работы. С 1939 года в Симферополе С.К. Яровой начинает экспонировать свои работы на выставках в созвездии уже ставших известными в то время мастеров старшего поколения крымских художников: Н. Самокиша, К. Богаевского, А. Гауша, Н. Барсамова. От этих прославленных живописцев он унаследовал реалистическую традицию украинской и русской художественных школ, которую продолжал и развивал в своем искусстве. Вскоре началась война. После возвращения с фронта, во второй половине 1940х годов, окончательно решив посвятить свою жизнь искусству, С. К. Яровой продолжил профессиональную учебу в Москве, в Центральной художественной студии «Всекохудожник», руководимой известным русским живописцем Б. В. Йогансоном, уроки которого стали для него бесценными. По завершению курса учебы С. К. Яровой навсегда возвращается в Ялту.

В 1950 годы были для С.К. Ярового периодом становления его творческой индивидуальности. Он овладевает разными живописными жанрами, успешно выступает как портретист, пишет картины, натюрморты, морские пейзажи. Именно с этого времени мастер начинает участвовать в Республиканских и Всесоюзных выставках художников – маринистов. Свое призвание живописца С.К. Яровой понимал как естественную сопричастность искусства к жизни природы. В эти годы пейзаж для художника приобретает органичные для него формы самовыражения, становится ведущим жанром в его творчестве. Стоит отметить, что в изобразительном искусстве советских времен приоритет принадлежал тематической картине, а пейзаж оставался едва ли не одним из наименее идеологически ангажированных живописных жанров, работая в котором автор в определенной степени имел возможность отстаивать для своего искусства максимум свободного пространства в отношении темы, эмоционального строя, самой художественной формы. Оберегая собственную свободу, С. К. Яровой жил в мире своих образов, всю жизнь работая над тем, что искренне любил. Может показаться, что судьба обошла художника стороной в широком прижизненном признании из-за его счастливой отстраненности от всего, что связано с суетой и стремлением к широкой популярности. Однако, индивидуальность художника всегда есть и остается неотъемлемой от его труда. Знакомясь с картинами С.К.Ярового, зритель представляет самого художника – человека цельного, преданного творчеству, далекого от суесловия. Его современники, коллеги по искусству, говоря о С.К. Яровом, всегда отмечали, что он производил чудесное впечатление как гармоничная личность, как добрый жизнелюбивый человек светлой души. Крымские художники вспоминали, что он был сердечным и искренним, а как художник – тружеником, который активно, восторженно и много работал, стремясь в своих работах достигнуть простоты и ясности. Живописцы называли его великим колористом, влюбленным в Красоту и Правду художником – романтиком. За серию пейзажей Крыма, к «Декаде Украинского искусства» в Москве, мастер был награжден дипломом 3ст, 1960 году.

Крым своей уникальностью наиболее соответствовал душе Ярового, и окружающий его любимый реально – сказочный мир всегда вдохновлял на творчество. Художник работал почти исключительно на пленере. В этой работе мастера больше всего привлекало приобщение к жизни природы с ее непридуманной правдой, которая вдохновляла и очаровывала. Художник, с такой искренней радостью работавший с натуры и всю жизнь ведший диалог с природой, доверявшей ему свои тайны, понимал свое призвание в раскрытии ее сути, стремился донести людям первичные и нерушимые основы ее бытия, ее главные сокровища – небо, землю, воду, свет и воздух, всегда являвшимися для него основополагающими. Жизнь в Крыму на морском побережье, помогла С.К, Яровому, как в свое время И.И. Левитану, ощутить, что только солнце владеет красками, понять, что только благодаря огромной живописной силе солнечного света художнику может открыться весь спектр чистого цвета.

В лице С.К. Ярового солнечный полуостров обрел своего вдохновеннейшего живописца. В его пейзажах, посвященных крымским весне лету и осени, цвет звучит на полную силу. Большой живописный эффект достигается художником сочетанием звучного синего цвета неба и моря с белым – облаков, гор или стен строений. Струящийся сверху свет всегда выступал в его произведениях объединяющим началом. («Весна в Кореизе» 1960 гг., «Весеннее цветение», 1070 гг, «Октябрь в Крыму» 1970гг., «Весенний мотив» 1979г.). Для образов крымской природы, созданных мастером, характерно целостное восприятие окружающей среды: морского простора, берегов, горных силуэтов, небесной выси. Каждый написанный в Крыму пейзаж, отличающийся своим неповторимым видом и настроением, становился для него открытием природного мира, который он видел как современным, так и вневременным, будничным и величественным, всегда наполненным жизнью, движением, а также он видел реальной средой, в которой обитает человек. Живопись всегда становилась для художника средством познания бытия, его изучения и воспроизведения. В диалогах с окружающим миром преобладали лирические интонации, однако крымская природа в его работах часто приобретала и эпическое звучание. В пейзажном мотиве художник точно находил пластический эквивалент основных сил и форм жизни. И искренность выражения авторских чувств всегда убеждала зрителя.

В этюдах С.К. Ярового решение художественного образа достигалось преимущественно благодаря удачно найденному мотиву, а созданные на их основе «пейзажы настроения» тонко и непосредственно передавали неповторимое состояние природы. Даже если среди его картин иногда встречается несколько вариантов схожих между собой пейзажных мотивов, автор всякий раз придает им новое звучание. Многозначимые по содержанию работы выразительно доносят зрителю замысел и чувства художника. В изображении дорог и тропинок, которые передают ощущение движения и вводят в глубину пространства, открывая дальние планы, присутствует глубокий подтекст темы («Судак. Сумерки», конец 1960х гг., «Весенний мотив» 1960 гг., «Дорога у моря» 1973 г.). Высокая точка зрения, с которой можно охватить взглядом всю открывающуюся панораму – моря под ногами или далекие горы, усиливает в пейзажном образе ощущение могущественности и бесконечности окутанного воздухом земного или водного простора, а еще словно подчеркивает многозначительность или загадочность изображенного ( «На Ай-Петри», ср. 1960-х гг., «Скалы в Симеизе», 1975 г, «Скалы в Гурзуфе», 1977 г.).

Морские пейзажи С.К. Ярового убеждают, что живописец восхищался морем, и оно всегда оставалось его любимой стихией. В них автор стремился познать первозданную сущность природы. Каждое его посвященное морю произведение, отличается своим неповторимым настроением и выражением. Тут и изменчивый характер моря, зыбкий ритм его волн, а еще напоенные воздушной свежестью, притихшие поверхности морских глубин. Художника притягивают могучие массы воды, столкновение их под низкими тучами со скалистыми берегами или красота стремительного ритмичного движения волн. Особенность морских пейзажей С.К. Ярового состоит в том, что изображая неподвластную человеку стихию, ее величие, он не драматизирует создаваемый им образ, а всегда стремится отразить гармонию в природе. Именно поэтому автор отдает преимущество уравновешенным стихиям: бурному морю противопоставлены застывшие могучие скалистые формы берегов, стремительным высоким волнам – простирающиеся просторы пляжей. Южные морские пейзажи художника не выглядят экзотичными, а приобретают типичность. В их образах воссозданы тысячелетия, в них находит свое выражение седая древность, они представлены свидетелями истории и участниками человеческой жизни. Каждый морской пейзаж С.К. Ярового свидетельствует, о том, как свободно и выразительно владеет мастер живописно-пластическими средствами. Художник материализует воду, выявляет неровности земной поверхности, широкими ударами кисти придает скалам и камням объемность и весомость. Он кладет краску широкими смелыми мазками, наполняя картину движением и игрой светотени, характерной для солнечного Крыма. Достигая своеобразного свечения красок, выявляя их светосилу, художник тщательно прорабатывал живописную поверхность произведения. У него были свои особенности живописного письма, свои секреты смешивания красок, их соседства, наложения одного слоя краски на другой. Их взаимодействие давало только ему одному подвластный колорит. («Симеиз. Тихий день», 1979 г., «Шторм. Возле Гурзуфа» начало 1970-х гг., «Гурзуф. Солнечный день», 1974 г., «Скалистый берег», 1979 г., «Утро на море», 1982 г., «Вечер в Гурзуфе», 1982 г., «Мыс Сарыч. Маяк», 1988 г.).

Всюду, где бы ни приходилось бывать С. К. Яровому, он умел удивительно точно выбрать из окружающей среды мотивы, наполненные глубоким смыслом, вызывающие чувства и раздумья, становившиеся темами для его новых произведений. Тонко ощущая многообразие природы, такие мотивы он отыскивал всюду, куда бы не заводили его художнические странствия. С.К. Ярового, как и многих его современников, увлекала романтика Заполярья, озера Карелии, ширь Волги. Он посетил почти все места, которые выбирали для творческой работы в 1960-1980-е годы его коллеги. Это были Дома творчества в Подмосковье, Седневе, Паланге, Гурзуфе, Хосте. Он писал старинные церкви Украины и России, хаты под соломенными кровлями на Черниговщине, пейзажи Черкащины, узенькие улочки древней Риги, песчаные дюны Прибалтики, величественные ансамбли Ленинграда. Его привлекала также уникальность Золотого кольца – старинные памятники архитектуры Суздаля, Ярославля, Владимира. Пейзажи этих мест настолько органичны, что кажутся созданными самой природой, и автору оставалось лишь фиксировать их, приближая к зрителю. Живописные решения образов природы упомянутых регионов создавались на иных принципах: в них преобладает созерцательность, часто звучат проникновенные задушевные ноты, лирическое и интимное начала в отдельных работах органично сочетаются с репрезентативным. Трогательность и искренность этих пейзажей, их выразительность предстают не в динамике мотива, а в спокойной смене планов, своеобразном плавном движении, в более тонких цветовых оттенках. Глубоко ощущая своеобразность каждой местности, ее неповторимую красоту, художник своими произведениями выражал любовь к ним.

В своем искусстве Степан Калинович Яровой предстает мудрым мастером, искренно любящим землю такой, какой он ее видел и знал, такой, какая она была. Художник отражал свое время, безошибочно узнаваемое во всех его произведениях. В наследство грядущим поколениям своих теплых, лучистых картинах, поражающих искренностью, самобытностью, проникновенностью, он оставил свою любовь к людям и природе. Художник писал природу, среди которой его современники чувствовали себя уютно, которой любовались, которой преклонялись, которая, наконец, была им близка и доступна. Через всё его творчество убедительно проходит мысль, что чувствовать себя счастливым человек может лишь тогда, когда он ощущает гармоническое единство с природой, когда живёт непосредственно общаясь с нею. Своим искусством Степан Калинович Яровой завещал потомкам свой Крым, свою землю, море, небо, свет, свою любовь ко всем стихиям, вдохновлявшим его на творчество.

 

 

 

Искусствовед Л. Ковальская

 





выставка анонс